Wednesday, June 13, 2012

Усилитель Stardust.


Романтика- идеализация действительности и мечтательная созерцательность. Понятие, тесно связанное с любовью. Если вы по-настоящему любите музыку, то не можете не любить ее качественное воспроизведение. Планка и критерии качества у каждого свои.
Продолжением моих поисков «своего» звука стала реинкарнация усилителя «Романтика 50У 220С» 1988 г. в.


Куплен на аукционе за 6$ в ужастном косметическом и неисправном состоянии .
Других фото не сохранилось :(

Спросите зачем? Трудно ответить, нравится давать казалось бы уже забытым и устаревшим вещам вторую жизнь. Естественно взял я его ради шасси, транса и радиатора. Всю остальную начинку отдал на благотворительнось однополчанину- форумчанину.
На фото усилитель”Minimal” собственной конструкции

Учитывая свой предыдущий опыт построения усилителя «с нуля», я понял, что наиболее сложным в этом процессе является как раз разработка и изготовление корпуса.
Внешнему виду стоит уделять не чуть не меньше внимания, чем внутреннему наполнению. Только так достигается гармония. Некрасивые самолеты не летают:). Являясь сторонником минимализма в дизайне, корпус решил сделать простым и неброским. Усилитель будет оснащен лишь самыми необходимыми элементами управления и индикации: кнопка включения, регулятор громкости, селектор входов и индикация клиппинга.
Корпусные работы начались с удаления старой краски, рихтовки и шпаклевки. Корпус аллюминевый, поэтому работать с ним легко и приятно. Рихтуем вмятины кияночкой, при ее отсутствии- молоточком через деревяную проставку. Из материалов использовались: шпатлёвка для аллюминия Novol ALU, грунт из аэрозольного баллончика, краска. Перед нанесением все детали необходимо тчательно обезжирить, я использовал акриловый растворитель. Обработка шпаклеванной поверхности производится бруском с наждачной бумагой с абразивностью на убывание, с водой.
После рихтовки

Промежуточный результат грунтования

Верхняя крышка с тыльной стороны была усилена пластиной из аллюкобонда и приобрела необходимую прочность.
Многочисленные отверствия в передней панели, которые в дальнейшем не будут задействованы, заделаны акрилэпоксидом (по факту это стоматологический! двухкомпонентный материал с истекшим сроком годности :) ), поверхность передней панели прошпаклевана дважды с промежуточным шлифованием наждачной бумагой . Грунтовка в два слоя и снова зашкуривание. Шасси и трансформатор так же были покрыты серым грунтом.
передняя панель после затирки

На задней панели разместились радиатор, сетевой разьем, предохранитель, клемники подключения АС, и две пары входных разьемов.
Задняя панель

Финишная покраска осуществлялась на подготовленные поверхности аэрозольной краской из баллончика. Цвет чёрный матовый.
И оказалась довольно сложной . Было затруднительно обеспечить равномерность нанесения при распылении из баллона. Пульверизатор бы повысил качество покраски....
Трансформатор в Романтике распологался возле задней стенки. Решено было перенести его подальше от от блоковУМ, да бы избежать ненужных помех. При расчете мощности трансформатора я руководствовался рекомендациями Игоря Рогова аkа Audiokiller, которые он приводит в своей статье «Трансформатор для усилителя» и «Расчет блока питания УМЗЧ» . Так же рекомендую к прочтению его книгу.
Принцип «достаточности» габаритной мощности трансформатора для усилителя звука может вызвать много противоречий и несогласия, но он обоснован теоретически и доказан практически. Так что я с автором иследований согласен. Нет, я абсолютно не против красивых и мощных тороидальных трансформаторов, но как говорил Алексей Никитин: «Задача инженера- сделать то, что нуно, из того, что имеется».
Трансформатор

По данным расчетов видно, что донорский транс полностью подходит для выбранной схемы усилителя, которым послужит УМ на микросхеме TDA7293.
Поверочный расчет трансформатора

Собственно состав блок питания усилителя : трансформатор (38V с отводом от средней точки), в качестве диодов использованы Шоттки MBR20100CT(сборка из двух диодов, включены паралельно), пара конденсаторов фильтра SAMWHA HC 22 000 uF x 35V, в качесве шунтирующих использованы конденсаторы MKP (металопропиленовые) емкостью 2,2 uF.
Блок питания

Учитывая довольно большую емкость конденсаторов фильтра, включение трансформатора происходит через элементарный софтстарт из постоянного резистора и реле. Переменное напряжение на первичную обмотку попадает через LC- фильтр(фильтрация высокочастотных помех сети), для исключения высоковольтных помех применен варистор.
Софтстарт и сетевой фильтр собраны на одной плате. Срабатывание реле контролируется таймером на микросхеме NE555(расположен на плате БП). Так же рядом расположился и клип- детектор все на той же NE555. Индикация клиппинга организована светодиодом на передней панели.
Первым элементом в блоке питания должен быть сетевой предохранитель, не забывайте об этом!!!
Следующим по важности в УМЗЧ после БП идет собственно сама схема усилителя мощности.
Для себя я уже давно определил, что самым важным компонентом звукового тракта является АС. Усилилитель же лишь должен с наибольшей правдивостью просто усилить входной сигнал(если бы все так просто :)). В моем тракте УМЗЧ на TDA7293 будет далеко не самым слабым звеном. В обычном (неинвертирующем) включении я свой предыдущий усилитель Minimal (TDA7293 неинверт) слушал около года, поэтому решил попробовать инвертирующее включениес Т- образной ООС (полемика на одном из известных форумов насчет полезности Т ООС была очень бурной, мнения расходятся), которое по словам разработчика схемы способно выжать из микросхемы максимум. На ее подробном описании я останавливатся не буду. Кому до сих пор интересно-смотрите оригинал у Audiokiller'a.
Схема усилителя мощности

Человек много сил и ума приложил для исследования этой (и не только) микросхемы, я ему верю :).
Во избежание неприятных ситуаций и предотвращения выхода из стороя (в будущем дорогой) акустики в усилителе предусмотрена защита АС. Собрана по «польской схеме» на микрухе NE7100(полный аналог uPC1237). Защищает АС от подачи постоянного напряжения при выходе из строя УМ, имеет задержку коммутации выхода при включении усилителя, что позволяет избавить колонки от ненужных переходных процессов.

блок защиты АС

Коммутатор входов собран на реле, (стоит позаботится о их максимальном качестве, я остановился на HLS-4078 DC12V-2A-2С) расположен на одной плате с усилителем. Управляются реле тумблером на передней панели.
Блок УМ и селектор входов

Регулятор громкости очень хотелось сделать на потенциометре Alps, но зеленое существо взяло за горло и пришлось поставить обычный Китайский Народный Регулятор . Разброс по каналам у них большой, поэтому в лотерею не играйте, подбирайте тестером прямо перед покупкой. Мне попался очень удачный, с погрешностью около 5-7% . Переменный резистор для регулятора громкости должен быть с логарифмической характеристикой. (есть некая путаница в номенклатуре, у кого «А», а у кого «В»). Установлен непосредственно на плате усилителя, рядом с коммутатором входов.
Семь раз отмерь- один раз отреж. Знание древней русской поговорки не помешало мне все таки накосячить. В итоге получилась небольшая несоосность вала рукчи регулятора громкости и переменного резистрора. Пришлось мудрить хрестовину, на подобии той, что применяется на карданном валу классического заднеприводного автомобиля.
По аудио Фен-Шую все провода питания стоит свить в косичку, для уменшения их индуктивности и снижения фона(и это далеко не миф, реально разница ощутима) что поможет минимизировать их влияние на звук. Разводка сигнальной части выполнена экранированным кабелем.
Разводка питания и сигнала

Все печатные платы изготовлены с помошью фоторезиста. Технология очень проста в освоениии, рекомендую попробовать. На Датагоре есть отличная статья на эту тему.
Первый пуск был успешным, что не могло не порадовать. Старт стоит производить с лампочкой, включенной последовательно в цепи первичной обмотки трансформатора. При этом минимизируется риск что либо повредить из за присутствующих ошибок в монтаже или схеме. Слушая тестовый диск не смог оторватся. Нравится звучание. Описывать звук не буду, лучше один раз услышать чем сто раз прочитать :)
Испытания на стенде

и в корпусе

Продолжением пути станет модернизация источника(в планах ЦАП), хотя логичнее было бы сменить АС. Но всему свое время и деньги. А уж после приступлю к давней задумке- УМЗЧ на LM4780, печатная плата уже есть, осталось за малым....:) Ведь нам не результат дорог, а процесс ;)
В планах

Хотелось бы выразить благодарность Игорю Котову за предоставленные возможности, Игорю Рогову за просвещение, всем читателям за внимание, авторам — за статьи и работы, которые вдохновляют на поиски!
Ну и на последок пару фото.




3 comments:

  1. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  2. привет, а поделишься платой с конерами и клип-детектором ? на maerok@gmail.com

    ReplyDelete